"ДОСААФ России вчера-сегодня-завтра"
Прошло более трех лет с того момента,
как делегаты Первого (внеочередного) съезда РОСТО (ДОСААФ) приняли решение о возврате Организации исторического названия - ДОСААФ России, а государство наделило Организацию функциями по решению государственных задач в области патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и подготовки их по военно-учетным специальностям, а также развития авиационных, военно-прикладных видов и технических видов спорта, подготовки специалистов массовых технических профессий.
Три года в историческом плане - отрезок времени небольшой, да и в истории нашей Организации, отметившей свое 85-летие, невелик, но и за это время после двух десятилетий поиска места Организации в обновленном обществе сделано немало.
Какие же проблемы стояли перед ДОСААФ России, и что необходимо было сделать в первую очередь для того, чтобы уйти от центробежных тенденций, разрушающих Организацию и выйти на новый уровень своего развития?
Дело в том, что процессы, происходившие в государстве в средине 90-х годов прошлого столетия, не обошли стороной и оборонную организацию. Отдавая должное усилиям руководства РОСТО (ДОСААФ) по передаче в 1993-1995 годах правопреемственности от ДОСААФ СССР к РОСТО (ДОСААФ) необходимо признать, что в силу как объективных, так и субъективных причин в середине первого десятилетия XXI века руководство оборонной организации стало отходить от традиционных ориентиров по решению задач военно-патриотического и спортивного воспитания молодежи, как основе подготовки к военной службе. Некоторые региональные организации самоизолировалась от задач, решаемых в субъектах федерации, а региональные руководители органов исполнительной власти фактически забыли том, что существовала некогда мощная оборонная организация содействия армии, авиации и флоту.
По другим направлениям деятельности организации акценты также смешались в сторону коммерческой составляющей, которая стала превалировать в силу процессов происходящих в стране, организация стала превращаться в одну из десятков тысяч коммерческих структур, которые стали появляться, как грибы после дождя. В оборонной организации снизились требования к подготовке молодежи к военной службе, в частности подготовка по ВУС специальности водитель автотранспортного средства была приравнена к подготовке специалистов массовых технических профессий. В это время, на основе конкурсов проводимых в соответствии с приснопамятным 94-ФЗ, на рынке услуг по подготовке молодежи к службе в вооруженных силах стали появляться десятки различных структур и агентов, которые заключали, перезаключали договора и субдоговора с различными сомнительными образовательными учреждениями, способными едва ли дать минимально необходимый уровень знаний по эксплуатации народно-хозяйственной техники, не говоря уже о боевых машинах.
Для этого в первую очередь требовалось выделить ДОСААФ России из множества всевозможных наспех созданных структур, проявляющих большую готовность осваивать финансовые средства, выделенные на подготовку граждан к службе в вооруженных силах, сделать Организацию государственно значимой, способной быть исполнителем государственного заказа по подготовке молодежи по ВУС.
Целью этой работы является создание на базе ДООСАФ России федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии с Концепцией утвержденной Распоряжением Правительства России № 134-р от 3 февраля 2010 года.
При этом вернуться к прежним, проверенным жизнью и опытом, на основе современных методов, приемов и технологий принципам организации военно-патриотической работы как идеологической основе подготовки молодежи к военной службе. Восстановить привлекательность авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, которые также должны быть основой системы подготовки молодежи к военной службе.
Поэтому высказанные еще в 1994 году идеи преобразования организации нашли поддержку на государственном уровне в 2009 году, когда было принято решение вернуться к принципам деятельности ДОСААФ России, как организации общественно-государственной.
Было проведено преобразование общественной организации РОСТО (ДОСААФ) в общественно-государственную - ДОСААФ России, при этом удалось устранить внутренние противоречия, ведущие к развалу Организации, и построить свою работу таким образом, чтобы, не отказываясь от использования рыночных механизмов, сосредоточить внимание на выполнении Организацией государственных задач.
Усилиями всего коллектива была восстановлена целостность и управляемость Организации; укреплены связи с федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, политическими партиями и религиозными конфессиями; восстановлена система планирования работы и проведена оптимизация организационно-штатной структуры Центрального совета, региональных отделений и образовательных учреждений; разработана «Программа деятельности ДОСААФ России до 2020 года»; коренной перестройке подверглась система подготовки граждан по ВУС; восстановлена система военно-патриотического и спортивного воспитания молодежи, а также проведены мероприятия по сбережению и оптимизации имущественного комплекса.
При этом Центральный совет, как и прежде, в своей работе делал упор на то, что проводниками политики ДОСААФ России в регионах являются местные и первичные отделения организации, которыми в настоящее время охвачен 51% муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Для того, чтобы реализовать выполнение возложенных на Организацию задач, этого явно недостаточно, и предстоит восстановить деятельность местных отделений почти в половине районов и городов страны.
Надо понимать, что местные отделения являются главной общественной составляющей ДОСААФ России, основным организатором патриотического и спортивного воспитания граждан на местах. На них возложены задачи по созданию и развитию первичных отделений ДОСААФ России, которые составляют общественную основу нашей Организации.
Что же касается наших первичных отделений, то их создание является производной деятельности местных отделений. В настоящее время в ДОСААФ России насчитывается более 10 тыс. первичных отделений с количеством членов более 340 тыс. человек. Наша задача - восстановить то лучшее, что было во времена СССР, когда до 20% взрослого населения страны были членами ДОСААФ, и это были активные члены организации.
Без преувеличения можно сказать, что от количества местных и первичных отделений и качества их работы более всего зависит общественный авторитет ДОСААФ России. Именно эти структуры призваны развернуть свою деятельность в школах, ВУЗах, организациях и на предприятиях. При этом они интегрируют работу Организации с местными органами власти, профсоюзами, общественными организациями и политическими партиями.
Несмотря на то, что ДОСААФ России самая многочисленная и структурно организованная общественная организация было понятно, что без взаимодействия с патриотическими общественными организациями, как малочисленными, а их насчитывается более 35 тысяч, так и большими работа ДОСААФ России, особенно, в области патриотки и спорта не может быть максимально эффективной. Поэтому был взят курс на интеграцию работы с такими организациями, как Казачье общество, Союз десантников и Боевое братство. Что касается малочисленных общественных организаций, то ДОСААФ России готов привлечь их к своей работе, при этом развивая их и предоставляя для этого свои возможности.
За истекшие три года реализуя эту задачу, только Центральным советом ДОСААФ России было заключено 82 соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.
Одной из главных задач, поставленных перед руководителями региональных отделений, было включиться в общественно-политические процессы в субъектах федерации, стать одними из основных исполнителей региональных программ военно-патриотической и спортивной работы, надежными помощниками и опорой руководителей субъектов в этой деятельности. Было необходимо сделать организацию динамически развивающейся в вопросах военно-патриотической работы, технических и военно-прикладных видов спорта. Для чего в 2010-2011 годах были проведены совместные конференции и совещания с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, личные встречи Председателя ДОСААФ России с руководителями большинства субъектов федерации, а также встречи с членами общественных палат регионов. Стала укрепляться учебно-материальная база в региональных отделениях Организации, используемая в военно-патриотической и спортивной работе. Особенно хорошо эта работа была налажена в Новосибирской и Белгородской областях, Республике Мордовия.
В большинстве региональных отделений также заключены договоры с местными администрациями, министерствами, комитетами, спортивными федерациями, промышленными предприятиями, организациями и общественными объединениями.
Таким образом, было расширено поле нашего взаимодействия с представителями федеральных и региональных ветвей власти и укреплена правовая база нашего сотрудничества.
Главной целью ДОСААФ России является создание на базе Организации новой федеральной системы подготовки молодежи к службе в армии. Эта задача определена постановлением от 28 ноября 2009 года № 973, распоряжением от 3 февраля 2010 года № 134-р Правительства России и уточнена указом Президента России от 7 мая 2012 года № 604.
В своей работе ДОСААФ России исходит из того, что подготовка к службе в вооруженных силах должна опираться на мощный фундамент военно-патриотического, спортивного, морально-психологического воспитания, привлечение молодежи к военно-прикладным и техническим видами спорта, а также овладение призывниками одной или несколькими специальностями, необходимыми для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При этом необходимо рассматривать возможность реализации этих мероприятий не только среди молодежи призывного возраста, но и среди кандидатов на службу по контракту, а также граждан, находящихся в мобилизационном резерве.
С 2010 года весь объем подготовки граждан по военно-учетным специальностям возложен на ДОСААФ России. Таким образом, государство уполномочило только ДОСААФ России выполнять госзаказ.
И это наложило свой отпечаток на всю работу Организации по подготовке граждан по ВУС. Решались задачи, в первую очередь значительного повышения качества работы в направлении совершенствования учебного процесса, методической и учебно-материальной базы, создания системы методического мастерства преподавательского состава и мастеров производственного обучения, разработки программ обучения и согласования их с заинтересованными министерствами. Только при успешном решении всех этих задач будет заложена основа федеральной системы подготовки граждан к военной службе. Начали совершенствовать учебно-материальную базу организации, за три года в региональные отделения было поставлено автомобильной техники группы «А»- 4451 ед., группы «Б» - 546 ед., компьютерных классов – 266 ед. и тренажеров -71 ед.
Наряду с укреплением материальной базы было необходимо добиться максимального охвата призывников, при этом планами было предусмотрено обучение по ВУС в образовательных учреждениях: в 2010 году - 82300 человек; в 2011 году - 109 308 человек; в 2012 году - 88 208 человек.
С этой целью началась реализация принципа приближения образовательного процесса к местам компактного проживания призывных ресурсов за счет привлечения к процессу обучения максимального количества образовательных учреждений ДОСААФ России, СТК, ПТУ, создание подвижных пунктов обучения, а это одно из новых направлений в организации учебного процесса. Это позволило увеличить количество учебных мест в полтора раза, что обеспечило обучение призывников в соответствии с потребностями Минобороны России.
С 2012 года в программу подготовки граждан по ВУС введены дополнительные требования по проведению 150 -км марша, а также обучение отдельным базовым элементам из «Курса молодого бойца». В целях повышения уровня физической подготовленности допризывной молодежи (ДОСААФ России факультативно по своей инициативе проводит занятия по физической подготовке в своих образовательных учреждениях.
Другим важным направлением деятельности ДОСААФ России мы считаем участие образовательных учреждений ДОСААФ России в реализации раздела «Основы военной подготовки» предмета школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Таким образом, будет обеспечено гарантированное комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям, в соответствии с требованиями Президента Российской Федерации.
Главная задача для каждого образовательного учреждения - обеспечение такого уровня подготовки выпускников школ ДОСААФ России, который позволит им по прибытии в воинские части выполнять свои обязанности без дополнительного обучения – это умение действовать по тревоге, выводить технику в районы сосредоточения и совершать суточный марш.
В связи с принятием решения о переходе Вооруженных Сил Российской Федерации на комплектование на контрактной основе мы ставим перед собой задачу по организации подготовки военнослужащих контрактной службы.
Наше твердое убеждение - процесс подготовки молодежи к службе в армии необходимо начинать не за 3-4 месяца до призыва в армию, а со школьной скамьи, закладывая основы начальной военной подготовки и предоставляя юношам возможность одновременно приобретать гражданскую профессию. В этом направлении ДОСААФ России уже сделал первые шаги. В соответствии с заключенным Соглашением между ДОСААФ России и Министерством образования и науки ДОСААФ России начал свою работу в образовательных учреждениях.
При этом на фоне подготовки водительским специальностям организована работа с молодежью 8-11 классов по военно-патриотическому и спортивному воспитанию.
Большое значение в этом вопросе придается, создаваемым на базе ДОСААФ России, Центрам военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, которые должны стать основой единой федеральной системы допризывной подготовки молодежи. Необходимая учебно-материальная и кадровая база у Организации для этого есть.
При наличии к 2015 году 79 региональных Центров возникнет возможность проведения летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерей для 100 тыс. человек проблемной молодежи в возрасте 15-17 лет.
В состав Центров войдут 423 образовательных учреждения, 347 спортивно-технических клуба, 123 авиационные организации, 38 стрелково-спортивных клуба, а также клубы собаководства.
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Поэтому развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, что является составной частью государственной политики воспитания граждан России, позволит обеспечить укрепление физического и духовного здоровья нации, вовлечение подрастающего поколения в систематические занятия спортом, повысит качество подготовки молодежи к военной службе.
Уже традиционным становится проведение Спартакиады ДОСААФ среди курсантов по военно-прикладным видам спорта, возрождается спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
ДОСААФ России начал работу по внедрению комплекса ГТО на предприятиях и в ВУЗах. И если в 2011 году впервые были проведены соревнования по сдаче норм ГТО совместно с Омским радиозаводом, то уже в 2012 году региональными отделениями ДОСААФ России было проведено 347 массовых соревнований по сдаче норм ГТО, в которых приняло участие более 70 тыс. человек.
Работа ДОСААФ России в этом направлении оказалась своевременной и востребованной, потому как отметил Президент России В.В. Путин – «…возрождение комплекса ГТО - в новом, современном формате - может принести огромную пользу. Назвать его можно по-разному. По сути, эту систему надо возрождать».
Поэтому в планах ДОСААФ России на 2013-2014 год предусмотрено дальнейшее расширение этого вида деятельности. Уже запланировано совместное с региональным отделением ДОСААФ России и администрацией г. Челябинска проведение соревнований по сдаче норм ГТО на ОАО «Челябинский металлургический завод» и НПК «Уралвагонзавод» в рамках областного Фестиваля военно-прикладных видов спорта и технического творчества.
Ежегодно в клубах, секциях, кружках организаций ДОСААФ России (их около 2 тысяч) более 1,5 млн. человек овладевают навыками управления самолётом, обращения со стрелковым оружием, парашютом, техникой подводного плавания, вождения автомобиля и мотоцикла, радиосредствами.
Наша Организация совместно с органами исполнительной власти регионов ежегодно участвует в проведении массовых спортивных мероприятий, таких, как Всероссийская спортивная игра «Победа», Спартакиада школьников «Отчизны верные сыны», Спартакиада молодежи России допризывного возраста. Ежегодным стало проведение нашей Организацией международного автопробега «В судьбе России – моя судьба» по городам-героям и городам воинской славы. С этого года ежегодно планируется проведение соревнований «Лыжня ДОСААФ России» и «Меткий стрелок», а также организация зимних видов автомотоспорта в масштабах страны.
За последние годы спортивные коллективы ДОСААФ России не только сохранили, но и приумножили спортивные достижения не только оборонного общества, но и России в целом, флаг Российской Федерации более 800 раз поднимался в честь наших чемпионов мира и Европы.
Только в прошлом году авиационными организациями ДОСААФ России на своих базах проведено более 100 всероссийских авиационно-спортивных мероприятий, в том числе 61 чемпионат, первенство, Кубки России, чемпионаты федеральных округов, чемпионаты ДОСААФ России, 39 учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным соревнованиям и 188 показательных выступлений. За три года совершено более 900 тыс. прыжков с парашютом.
За прошедшие годы ДОСААФ России окреп во всех отношениях. Укреплена учебно-материальная база, повышено качество обучения в образовательных учреждениях Организации, более высоким стал уровень методического мастерства. Все больше публикаций появляется, как в центральных, так и региональных СМИ о мероприятиях, проводимых ДОСААФ России по всей стране.
Все это достигнуто благодаря самоотверженному труду многочисленного коллектива оборонной организации.
Но останавливаться на достигнутом - значит опять впасть в стагнацию. Старые формы организации деятельности ДОСААФ Росси себя исчерпали, поэтому на ближайшие годы перед Организацией стоят задачи по внедрению новых организационно-правовых форм и новой экономической модели деятельности Организации.
Суть ее заключается в том, чтобы создать условия для привлечения инвестиций и перейти от множества отдельных, разобщенных организаций к крупным функциональным центрам, в которые войдут на межрегиональном уровне - Центры авиационного комплекса и автодромы, а на региональном - Центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, стрелковые и спортивные центры.
Мы планируем иметь к 1 января 2015 года местные отделения в каждом муниципальном образовании, расширить их полномочия как главных исполнителей федеральных и региональных программ подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ и военно-патриотического воспитания. К 2015 году в 18 тысячах первичных отделений планируется объединить свыше 900 тыс. членов ДОСААФ России.
Мы считаем, что федеральная система, создаваемая на базе ДОСААФ России, должна обеспечивать решение задач как по подготовке призывника по ВУС, так по подготовке граждан для службы по контракту, а также подготовке мобилизационного резерва через обучение массовым техническим профессиям, в том числе для предприятий военно-промышленного комплекса. Ежегодно под руководством более 6 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения в ДОСААФ России получают гражданские профессии более 600 тыс. человек, овладевают военно-прикладными и техническими видами спорта более 500 тыс. человек.
Для подготовки (переподготовки) контрактников по военно-учетной специальности на базе Центров ДОСААФ России готов сформировать 10 Межрегиональных центров подготовки военнослужащих контрактной службы.
Такой подход позволит в короткие сроки без вложения значительных государственных средств обеспечить вооруженные силы военнослужащими контрактной службы, а в дальнейшем - осуществлять плановое комплектование воинских частей.
Немаловажной задачей, которую ДОСААФ России готов взять на себя, является подготовка мобилизационных резервов.
Цель такой подготовки – обеспечение специалистами мобилизационных резервов для развертывания воинских частей.
Для этого мы предполагаем закрепить за каждым воинским формированием региональный Центр ДОСААФ России, на базе которого будут проводиться учебные сборы по одиночной подготовке военнослужащего по конкретной специальности.
Развитие авиационного комплекса в ДОСААФ России всегда уделялось огромное внимание. Нельзя забывать, что практически все выдающиеся авиационно-спортивные достижения страны начинались в аэроклубах организации. И сегодня развитие авиационного комплекса является приоритетным направлением. Справедливости ради необходимо отметить, что авиационное наследие ДОСААФ России досталось тяжелое.
Больше половины аэроклубов не смогли и дальше выполнять свои традиционные задачи. Процесс возвращения к выполнению задач авиационной составляющей деятельности организации идет по нескольким направлениям:
увеличение объемов выполнения авиационных работ авиационными организациями;
оптимизация структуры авиационного комплекса ДОСААФ России, предусматривающая повышение доходности авиационных организаций, вовлечение авиационных организаций в инвестиционные процессы, привлечение к финансированию авиационной деятельности бизнес-структур и региональных органов государственной и муниципальной властей.
Примером такой оптимизации может служить формируемая в настоящее время Уральская авиационная база, центр которой будет находиться в Кургане, а авиационные отделения в Магнитогорске, Тобольске, Омске и Увате созданные на базе существующих там аэроклубов. При этом происходит концентрация усилий в тех или иных регионах для выполнения авиационных работ, авиационная и парашютная техника используется путем ее перераспределения между звеньями, входящими в состав авиационной базы, с учетом существующей потребности.
В перспективе до 2015 г. планируется создать еще ряд межрегиональных авиационных баз, что позволит более эффективно и экономически целесообразно осуществлять авиационную деятельность во всех федеральных округах;
- оснащение авиационного комплекса новыми воздушными судами и парашютными системами с тем, чтобы увеличить масштабы как подготовки спортсменов по авиационным видам спорта, так и приступить к выполнению задач по подготовке призывников по ВУС, специальной подготовке военнослужащих для Минобороны России и поддержанию натренированности авиационного мобилизационного резерва. Так по субсидиям закуплено: 3 самолета КБ Сухого, 2 пилотажных самолета, 2 вертолета «Ми-2», 3 планера, 547 парашютных систем, приборы и оборудование для планера «Ventus 2CX».
Оптимизация авиационного комплекса ДОСААФ России позволяет наиболее эффективно решать государственные задачи, определенные Постановлением Правительства РФ № 973 от 28 ноября 2009 г. Так, только за последние два года налет авиационных организаций на выполнение уставных задач увеличился с 26 тыс. часов до более чем 36 тыс. часов, а количество парашютных прыжков с 200 тыс. до 330 тыс. в год.
Все проводимые ДОСААФ России мероприятия требуют значительных финансовых затрат. Поэтому значительное место в работе Центрального совета все эти годы занимают вопросы обеспечения финансово-экономической устойчивости Организации.
Начиная с 2012 года, Центральным советом вводятся новые экономические модели и формы бухгалтерского учета, позволяющие на основе использования единой автоматизированной системы управления материальными и финансовыми ресурсами Организации привлекать инвестиции, оптимизировать и развивать имущественный комплекс, внедрять методы целевого финансирования уставных задач, обеспечивать руководителей всех уровней достоверной информацией о состоянии экономики и финансов в текущем режиме для принятия оперативных управленческих решений, максимально автоматизировать процессы финансового планирования, финансирования, учета материальных и денежных средств и бухгалтерской отчетности.
В подготовке кадрового состава ДОСААФ России вернулся к испытанной системе – восстановлена работа внутренних курсов повышения квалификации, на базе которых создан Центр инновационного развития и обучающих технологий. В 2010-2012 годах проведено 46 сборов с различными категориями работников, подготовлено более 2700 должностных лиц.
В соответствии с указаниями Президента Российской Федерации ДОСААФ России приступил к процессу возврата незаконно отчужденного имущества организации.
В арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассмотрено 1333 судебных дела с участием ДОСААФ России. По указанным судебным делам решение принято в пользу ДОСААФ России по 496 судебным делам, решение принято против ДОСААФ России по 294 судебным делам.
В 2010-2012 году было рассмотрено 21 уголовное дело о привлечении к уголовной ответственности, бывших сотрудников ДОСААФ России за совершенные преступления. В настоящий момент 5 дел находится в производстве, по 5 делам – вынесены обвинительные приговоры.
Задачи стоят перед ДОСААФ России масштабные. Организация должна обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными призывниками, а военно-промышленный и хозяйственный комплекс страны квалифицированными специалистами, стать основой для формирования системы военно-патриотического и физического воспитания молодежи в стране.
Поэтому развитие в ДОСААФ России авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, являющихся составной частью государственной политики воспитания граждан России, позволит обеспечить укрепление физического и духовного здоровья нации, вовлечение подрастающего поколения в систематические занятия спортом, повысит качество подготовки молодежи к военной службе.
Цель формирования системы - развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплины.
Сергей Маев, председатель ДОСААФ России